Версия для печати
Воскресенье, 15 Июнь 2014 12:08 Прочитано 2358 раз

Историческая справка

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

 

© Глухов А.Н., Можельский А.Н., Каневский С.А., Фролков В.К., Бабенко А.Н.
УДК:  621.38 : 615.838


Глухов А.Н., Можельский А.Н., Каневский С.А.,
Фролков В.К., Бабенко А.Н.
ИЗ ИСТОРИИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
ПЯТИГОРСКОГО НИИ КУРОРТОЛОГИИ
(К 5-летию пилотного проекта ФМБА создания информационно-вычислительного центра
ФГБУ ПГНИИК ФМБА России)
ФГБУ ПГНИИК ФМБА России, г. Пятигорск


    Один из создателей кибернетики, У. Р. Эшби, около полувека тому назад назвал компьютеры “усилителями наших мыслительных способностей”, тем самым как бы предлагая нам задуматься: каким образом компьютерная техническая мощь может повлиять на развитие науки. Одна из важных закономерностей науки  -  усиление и нарастание  сложности и абстрактности  научного знания, расширение и углубление процессов математизации и компьютеризации науки. В современном обществе процессы информатизации приобретают глобальный характер. Информатика, компьютерная техника, автоматизированные системы определяют магистральные направления развития и эффективность производства и технологий, проектно-конструкторских разработок и научных исследований. Компьютеры существенно преобразуют содержание и характер труда и обучения, по-новому ставят проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывают серьезное влияние на мировоззрение человека.  Предпосылками для компьютеризации науки послу-жило, прежде всего, два существенных фактора  -  возможности ЭВМ, которые гораздо шире человеческих и  развитие материальной базы по производству компьютеров.  Известно, что несколько
десятков лет назад  объем научной информации удваивался каждые 7-10 лет, в 1990-х гг. удвоение происходит в 1-2 года, сегодня за 3-4 недели1. Способность общества сортировать, хранить информацию многократно возросла в результате важнейших технологических новшеств: печати, аудио- и видеозаписи, компьютеров. Развитие ЭВМ начиная с  1930-х гг. привели в настоящее время  к ис-пользованию их в различных отраслях знаний[1].
    Массовое распространение информационных (тогда – «компьютерных») технологий в СССР и зарубежных странах приходится на середину 70-х годов ХХ века, что связано с появлением персо-нальных ЭВМ. Больницы, их отделения и небольшие административные подразделения получили возможность приобрести собственные компьютеры для разработки требуемых прикладных систем. В начале 1980-х годов такие ЭВМ появились во многих крупных лечебных учреждениях. Большин-ство из них предпочли идти по пути разработки собственных информационных систем, отвечающих потребностям каждого ЛПУ. В результате такого подхода были изготовлены плохо тиражируемые и трудно развиваемые системы, однако другого пути в то время просто не существовало.

В этот период происходит появление категории специалистов, называемых «пользователями». Это люди  —  специалисты в своей профессии, не обладающие навыками программирования (что ранее считалось обязательным при работе с ЭВМ), имеющие знания в области информатики, которых достаточно для решения поставленных перед ним задач с применением ЭВМ на основе уже созданной информационной системы. Одно-временно в учреждениях здравоохранения про-исходит появление  достаточно большого числа инженеров-программистов, знакомых с проблемами здравоохранения. Расширяется круг клиницистов, привлекаемых к разработке и эксплуатации информационных систем. Увеличивается число научных и учебных медицинских центров, их разрабатывающих. Это потребовало проведе-ния массовой подготовки и переподготовки ме-дицинских работников по проблемам киберне-тики и информатики.
Появление в конце 80-х – начале 90-х годов XX века в нашей стране персональных (называемых тогда IBM-совместимых) компьютеров послу-жило толчком для разработки программного обеспечения нового поколения, давшего возможность пользоваться компьютером всем работникам  медицинской науки и  здравоохранения. В то время каждое учреждение (медицинское или иное) посчитало делом чести иметь хотя бы один персональ-ный компьютер, что служило показателем его «продвинутости» [8].

Читать полную версию с иллюстрациями (pdf). 


1В 2009 г.  группа китайских исследователей проанализировала темпы роста передаваемых по Всемирной сети данных в период с декабря 2001 по декабрь 2006 года с 6-месячным интервалом. В результате они пришли к выводу о том, что, по аналогии с Законом Мура, Интернет удваивается в объеме каждые 5,32 года. До начала ХХ века объем накопленных человечеством знаний удваивался каждые 100 лет. Теперь же суммарный объем человеческих знаний удваивается каждые два-три года, и важнейшую роль в этом играет Всемирная сеть. Достаточно сказать, что 70 процентов всей информации появилось с рождением Интернета. И чем больше человечество знает, тем быстрее оно пополняет запас своих знаний. Вот еще несколько любопытных фактов:  На каждую известную нам звезду во вселенной приходится 4,8 триллиона IPv6-адресов; на каждый атом на земной поверхности приходится 100 таких адресов; на каждого жителя нашей планеты приходится 52 триллиона IPv6-адресов; ожидается, что в 2012 году будет создано 1,2 зетабайта уникальной информации (для записи такого объема данных потребовались бы 250 млрд DVD-дисков (http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/012012c.html).

Последнее изменение Пятница, 01 Август 2014 11:36